“Экономические стратегии – Центральная Азия“, №1-2006, стр. 05
Жизнь, тот самый “миг между прошлым и будущим”, лишь на первый взгляд сдавлена датами, что некоторое время хранят могильные плиты. Иначе не играли бы с упоением ни дети в давно завершившиеся войны, ни взрослые – в разные взрослые игры. Ведь игры – это попытки создания новых реальностей, выходящих за горизонты повседневности и формальных сроков жизни. У игр – свое время и свое пространство. Однако едва ли не самая мощная сила, что раздвигает границы сознания и выбивает из рук даже “веками проверенное оружие – смерть”, – это память. В том числе и о том, за что полагалась смерть в знаменитой дисциплинарной ясе Чингисхана: за самозванство, за троекратное банкротство, за предательство, воровство, лжесвидетельство, за непочтение к старшим…
Наверное, в генетической памяти каждого человека записана вся история и все возможности мироздания. Великим Промыслом почти весь этот необъятный потенциал нам недоступен, и только по достижениям и подвигам немногих, которых называют героями или пророками, мы понимаем, что за сила скрыта в человеке и обществах, которые складываются из памятливых людей.
Вспомним важнейший эпизод из жизни Казахстана словами Ильяса Есенберлина: “Страна казахов была похожа на освежеванную жертву, приготовленную к кокпару – древнему празднику козлодрания. Враги с разных сторон уже готовились к этой кровавой игре, да и внутри страны многочисленные султаны-игроки не дремали. Кто окажется сильнее и с гиканьем и свистом, отобрав у другого, подомнет кровоточащую тушу под голень в седле и умчится к дымящемуся костру?..” (Легко вспоминаются аналогии из истории многих стран нашего континента…) “И в предчувствии всей этой кровавой сумятицы кому-то нужно было присмотреться, разобраться, определить, как уцелеть целому народу на всех четырех ветрах истории. Народные опыт, мудрость, стойкость должны были сказать свое нелегкое веское слово. В том, откуда навалится первый, самый беспощадный игрок, сомнений не было…”
Не было сомнений и в том, каковы правила игры таких беспощадных игроков. Если нация выживала – значит, находились лидеры, способные правильно всмотреться в тайны времени и событий, чтобы создать сообразную времени и сердцам людей стратегию.
И здесь снова уместен Ильяс Есенберлин:
– Как идет битва? – спросил сам великий богдыхан у полководца на восьмой день страшной битвы между казахским ополчением и регулярным китайским войском.
– Битва проходит под знаком собаки, – ответил полководец. (Это означало, что сражение идет с переменным успехом.)
– Дурак…- Глаза высокого богдыхана были так же равнодушны, как и полководца. – Битва проходит под знаком воды. Сколько не рассекай ее мечом, волны все равно смываются… Триста лет династия Тан все тыкала мечом в эту степь, а потом вынуждена была отгородиться от нее стеной!..
Так и сегодня. Не в том вопрос, что жизнь похожа на игру и что память избирательна. А в том, что игры без правил во многом определяют атмосферу всей нашей жизни, ввергая ее в хроническую неопределенность, предгрозовой контекст, тотальную форс-мажорность и недоверие. Подпиливание треснувшего сука, на котором как-то держится социум, стало экстрадоходным бизнесом немногих на фоне беспечности, равнодушия или подавленности большинства. “После нас – хоть потоп”, “кто не успел – тот опоздал”, “пусть неудачник плачет” – формулы многолики, но суть их одна – успех любой ценой. И только немногие – своим деланием того, что по праву становится национальным проектом, – сохраняют равновесие в пользу достойного бизнеса и достойной жизни.
Иммунитет любого общества к социальным недугам определяется степенью социальной и моральной ответственности его граждан, их доверием друг к другу и к государству, чистотой и честностью игры. Носители вирусов “успеха любой ценой” и манкуртизации встречаются сегодня повсеместно. В конкурентной борьбе зачастую выигрывает не самый лучший, а самый лживый, хитрый, беспощадный, самый нечистосердечный, самый безоглядный на последствия своих действий. Еще Н.В. Гоголь вывел типаж, для которого “прожить с тонкостью, искусством, обмануть всех и не быть обмануту самому – вот настоящая задача и цель”.
Продукция лидеров бизнеса и политики – не только решения и действия ради эффективности, но действия, имеющие этический смысл – справедливость, честность, разумная достаточность, милосердие. Особую опасность представляют те, кто свои неблаговидные действия прикрывает флером благородства.
Вспомним еще раз диалог героев Гоголя из “Игроков”:
– …Вот погоди, переловят всю вашу мошенническую шайку! …Закон! закон! закон призову!
– …Закон ты мог бы призвать тогда, если бы сам не действовал противузаконным образом…
– …Хитри после этого! Употребляй тонкость ума! Изощряй, изыскивай средства! …Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует! Мошенник, который за один раз подорвет строение, над которым ты работал несколько лет!..Черт побери! Такая уж надувательная земля…
Да, все ходы всех игроков в этих играх тщательно протоколируются отнюдь не прокуратурой. И каждому воздастся по вере и делам его.