Москва, 25 октября 2007 года, отель “Савой”.
Глобальный рейтинг стратегической конкурентоспособности и интегральная мощь 50 ведущих стран мира. Агеев Александр Иванович – президент Международной Академии исследований будущего, генеральный директор Института экономических стратегий РАН, д.э.н., профессор, академик РАЕН
Почему важно понимать, кто мы есть на этой земле, каждой страны и поэтому это важно для конкурентоспособности каждого человека, каждой компании? О нас говорят, что мы то 143-е, то 62-е, то ли еще какие-то непонятные позиции и понятно, что если так думать о себе, то возникает то самое ложное знание, которое подрывает конкурентоспособность в современных условиях. Мы опираемся на ложные знания чужих экспертов о самих себе. Это неправильно. Нас называют то провалившимся государством, то страной куда-то переходящей, то страной вымирающей, в общем, абсолютная безнадега точка ру. Между тем качественное управление требует свойства своевременности принятия решения. Когда завтра уже поздно, сегодня еще рано, а вчера уже безнадежно. Если этого свойства нет, то это означает, что у нас нет никакого управления. Между тем глобальная конкуренция, которая разворачивается на наших глазах, ведется за образ будущего. И оценка того, кто есть кто, что будет завтра, что есть сейчас, кто суверенный и демократичен, кто наоборот не демократичен, имеет колоссальное значение. Это не слова, в начале действительно являются слова, но потом они обрастают повышенными по процентам и срокам кредитами, сомнительной репутацией и тем самым сниженной капитализацией бизнеса, за это платят все, и потребители, и производители. А уже кто-то в этом мире научился управлять хаосом, вытекающим из будущего. Мы же продолжаем до сих пор мыслить о своем прошлом через то – нравился нам или не нравился Борис Николаевич, Иосиф Виссарионович, Леонид Ильич, Александр Первый, Второй, Третий и так далее. Это очень суженное понимание прошлого, потому что в это же время жили другие десятки миллионов людей наших граждан, и каждый из них имел свою историю, и эта история определяла во многом наше будущее и поэтому наше время тоже при всем нашем глубоком, наверное, у многих уважении к Владимиру Владимировичу неправомерно оценивать по только тому, что решает именно Владимир Владимирович. В это же время на мировом рынке, глобальном рынке проводятся оценки, и мы занимаем в очень уважаемом Лигой рейтинге глобальной конкурентоспособности, это ежегодно выходящие доклады, занимаем 62-е место. Другие страны, о которых мы еще будем говорить, занимают, скажем, 80-е, 90-е место и ставят своей национальной задачей, например, войти в число 50-и наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира.
Но если эта оценка неточная, то получается, что колоссально важная, поставленная президентами задача, тоже неточна, поскольку опирается на ложное знание. Ведь может быть Казахстан давно в этой пятидесятке сидит, а продолжает в национальном целеполагании опираться на чужую оценку. Подход, который исповедует Лига, более системен и более сложен. Ведь главная задача для нас – оказаться через какое-то время в точке не фатальной воронки, когда выбор один: для компании – банкротство, для страны – распад, а для личности – пуля в лоб или в другое место. Задача наша – оказаться через некоторое время, через пять-десять лет, в ситуации, когда у нас будет расширенный выбор и расширенное благосостояние по всем параметрам: и материальным, и нематериальным. Между тем, многие здесь присутствующие с интересом читают ежегодно выходящие огромными тиражами книги Национального разведывательного сообщества США под названием «Контуры будущего» на 2015-й год, на 2020-й. Эти книги уже рекомендуют студентам, их изучают, конспектируют и тем самым в сознание нового поколения входит образ будущего из этих книг, а там нарисовано четыре сценария. Первый – Давосский мир. Да, миллиард будет жить неплохо, более сорока тысяч долларов на душу населения сейчас, но этот золотой миллиард не обязательно живет в одной стране, он живет и у нас, но как заметил один высокий руководитель недавно, конечно нам позволят добывать нефть, некоторым нам позволят, добывая это, быть миллиардерами. Однако в совет директоров мирового управления нас никто не пустит. А если мы не присутствуем в том совете директоров, который управляет мировыми делами, который устанавливает правила игры, то мы всегда будем аутсайдерами или, как говорит молодежь, лузерами, поскольку мы не сами формируем свое будущее. Золотой миллиард ячейками распределен по планете. Или сценарий нового Халифата. Собственно говоря, каждый понимает, что неправомерно из ислама делать красную тряпку и называть всех радикалов террористов вот этим страшным сценарием. Следующий сценарий называется «Мы вбомбим вас в средневековье», и мы видим, как он проваливается на наших глазах и в Ираке, и в Иране и так далее. Он проваливается.
Но такие силы, которые сейчас хотят и могут говорить на языке силы и аргументов жесткие адепты кулачных драк, тоже есть. И, наконец, легко представить, что можно сделать с нами, находящимися здесь, в Москве или в Красноярске, где угодно, в случае такого сценария «Контур страха». И он тоже прорабатывается.
Для того, чтобы перестать быть заложниками чужих восприятий нас самих себя, был разработан проект под названием «Стратегическая матрица», он реализуется уже более десятилетия. Он позволяет провести имитационное, прогнозное, системное моделирование того, что будет в мире и заодно оценить то, что было в прошлом. Это девять факторов, о них уже говорил профессор Мэтьюз. Я только подчеркиваю, что они все имеют очень сложную и согласованную структуру, учитывают самые новейшие подходы. В частности, вот что показала эта модель относительно нашей истории. Вот девять факторов, как они колебались, в российской истории. Мы видим, три цикла лет по 400, и как говорил Ломоносов: «Не было такого, чтобы сил своих Россия не возобновила, и к ободрению уставшего народа дарованы были ей бодрые государи». Подход оптимистичен, действительно к нашему ободрению нам будут дарованы бодрые государи или уже дарованы. На каждый момент времени мы ведем наблюдение в режиме онлайн, каждый день мы четко понимаем структуру нашей государственной мощи, нашей и естественно других 50 стран. Вот, например, что такое коллапс 91-го года. Может нравиться или не нравиться тот же Ельцин или Горбачев, ну вот он сухой и очень точный язык визуальной математики. На этой основе была разработана серия сценариев, их большое множество, порядка 50 в рамках пяти глобальных сценариев, они охватывают все подходы, которые есть сейчас, по крайней мере, те, которые мы знаем, а знаем мы много, и вот оказалась очень интересная картина к 2025 году. Это представлено в докладе, который у вас есть, но я далек от мысли, что вы уже успели его изучить, поэтому позвольте кратко прокомментировать. Здесь представлена динамика интегральной мощи стран по десятибалльной шкале. И мы обнаружили, что такие страны, как Россия, Индия, Иран, Бразилия существенно увеличат свою мощь по сценарию мягкой глобализации, который сейчас и реализуется.
Глобальных сценариев на самом деле четыре. Жесткая глобализация, когда кто-то сможет мир построить по своему усмотрению, это не получается у этого кого-то, сценарий мягкой глобализации, когда в мире будет все-таки несколько центров силы, и будет мультиполярность, сценарий регионализации, когда развалится даже ВТО, также нужно это предусматривать, хотя это маловероятно, и сценарий хаоса. В данном случае мы считаем, что наиболее вероятный сценарий – это все-таки мягкой глобализации. Ряд стран оказывается чемпионами. Что интересно, еще большими чемпионами и по абсолютному росту, и по относительному в смысле места в рейтинге вырастут Казахстан, Вьетнам, Таиланд. Группа стран, которые существенно снизят свое влияние в мире, это Израиль, Пакистан, Турция, Норвегия, Узбекистан. И, собственно говоря, целый ряд стран будет тихо испытывать эрозию влияния, это и США и Франция, но они по-прежнему сохранят свои первые и соответствующие места. Вот принципиальные выводы. Великая десятка стран останется неизменной и более того, первые семь великих стран тоже неизменны. Рекордный рост интегральной мощи продемонстрируют Россия, Бразилия, Иран, Индия, Казахстан, Вьетнам, Таиланд. Заметим, что из этого вывода следует совершенно иная оценка возможных рисков. Что интересно, в 93-м году как нашел профессор Давиденко, журнал Fortune, очень уважаемый в деловых кругах мировых, сказал, что самые рискованные страны для инвестиций и для бизнеса – это Россия, все СНГ, Африка, а также Китай. А через два года эксперты Fortune обнаружили, что такая страна как Ливан, например, или Заир или Кения менее рискованны, чем Казахстан. То есть мы видим, что с рейтингами творится очень жесткая мировая конкуренция и вбрасывается огромное количество недобросовестных оценок, а мы становимся потребителями этих недобросовестных оценок. Это неправильно. Именно поэтому Лига решила, на мировом рынке выступить со своими оценками. Здесь также представлено, как меняются разные показатели мощи стран, природные ресурсы, население и экономика, наука, образование, управленческие системы, здесь представлено, как меняется рейтинг этих стран, это все есть в докладе. И вот для интереса, например, мы видим, что Азербайджан, министр самой растущей быстро отрасли, помимо, конечно, нефтяной, профессор Абасов выступал, массу интересных вещей, между прочим, так вот открыл, таких тонких, абсолютно тонких. Мы видим, что Азербайджан наращивает свою мощь. Это по десятибалльной шкале два и две десятых балла, но это увеличение мощи, мы видим, по каким параметрам ее увеличивает Азербайджан.
Что это значит для инвесторов, понятно, – страна стабильно надежная. Хотя всегда найдется пара журналистов, которые напишут об Азербайджане какой-нибудь ужас, но дело-то инвесторов читать не журналистов, а нормальную аналитику. Опять же мы видим очень существенный рост Казахстана. Здесь у нас присутствует посол Казахстана, и мы видим, что те амбициозные цели, которые ставят президент и руководство страны, они не просто реальны, а они абсолютно реальны. Это рекордно развивающаяся в перспективе страна. Кстати по каждой стране представлена оценка риска, по всем видам – политические, военные, экономические и все прочие риски с комментариями и это ведь тоже очень важный индикатор для развития отношений со странами. Мы видим оценки по Германии. Германия хотя и сохраняет свою в целом мощь, но мы видим ее возможности и потребности в кооперации, прежде всего с Россией, между прочим. Накладывая разные матрицы, мы сразу можем судить о том, кто кому нужен в этом мире. Мы видим, что будет с Китаем. Буквально вчера первыми потребителями этого доклада стала большая китайская делегация, вот они опередили немного наш форум, они получили эту информацию, и Китай твердо держат треть место. Но это не те ужасные картины, что Китай чуть ли ни будет в каждом и в каждом районе мира. Это не та картина, а нормальное развитие. Возможно, через 300 лет что-то случится серьезное, но не к 2025 и поэтому у нас совершенно другое пространство для политического маневра. Вот Россия. Россия перспективна, потому, прежде всего, что она сильно упала 10 лет назад, и потому что мы всегда демонстрируем принцип – долго запрягаем, но быстро мчимся. А ведь, это иное ощущение, это не 143-е место, это не 62-е место, это статус не аутсайдера, не лузера, это иная философия самооценки. Как бы нас наша собственная пропаганда не угнетала нашими весьма мрачными оценками, тем, что мы, как говорит один очень высокопоставленный чиновник, маленькие гнусные гномы. Этот доклад категорически спорит с такой оценкой. Вот наша ситуация, мы реально имеем шестерку по десятибалльной шкале. Поняли – низэнько, низэнько, но мы еще великая держава. Но несбалансированная по факторам мощи. В чем-то мы какие-то вообще суперзвери, а в чем-то мы крайне неконкурентоспособны, но мы можем скатиться и в этот уровень. Вероятность падения уменьшилась за последние несколько лет, но этот сценарий тоже существует. И очень важно помнить, что, конечно же, если мы не осознаем свою уникальную стратегию, о чем говорил профессор Менш, если мы не разработаем ее, исходя из нашей культуры, из наших технологий, то это не стратегия, это пораженческий повтор. И самые главные общие выводы: конечно же, мы большая страна, а большие страны долго разворачиваются. Поэтому по этому сценарию мы ощутим реальный рывок все-таки после 2010 года. Он не может быть связан с сырьем, это исключено, как бы ни росли цены на нефть, он будет связан с новыми секторами, с высокими и средними технологиями, гуманитарной сферой. И шанс инновационного цунами, когда один за другим будут появляться у нас инновационные прорывы, тоже высок. У нас в принципе высокая самоорганизация. Мало кто уповает на то, что государство будет весьма любезно к бизнесу и к обществу, и общество и бизнес уже сами любезны к государству и сами наращивают возможности и самое интересное, что властвующая элита и бизнес-элита и научная и политическая, она не хотела бы быть лузерами, теми, кто стоит в фойе клубов, где принимают мировые решения. Да, вот пустили в прихожую, пожали руку и отправили обратно из Большой Восьмерки или Большой Тройки и так далее. Нам категорически важно осуществить в той или иной форме, в том или ином объеме евразийскую интеграцию, будь это ЕврАзЭС или СНГ, а самое важное, что для нас стратегия удержать то, что есть сейчас, проигрышная, мы обречены идти только вперед. Ну а самое главное, почему наши космонавты всегда перед полетом в космос смотрят замечательный фильм «Белое солнце пустыни»? Потому что здесь представлена наша национальная идея, потому что товарищ Сухов – это наш герой. Почему? Потому что он ненавязчив, он ведь не заставляет Верещагина отдать ему оружие, не заставляет его присоединиться к бою, он терпим, он добросердечен ко всем другим несчастным братьям на этой земле. Он верен своей жене, хотя мечты посещают разные. Опять же он, исполнив свой долг, не стремится к тому, чтобы как-то сильно пиариться. И в то же время есть те, кто не следует кодексу чести товарища Сухова, такие, как Петька, Почему погиб Петька? Из-за того, что он забыл свой мужской долг, долг воина, а подумал на миг о семейном счастье. Рано думать еще о семейном счастье было товарищу Петьке, и почему Верещагин опять же неправ – он тоже поддался на уговоры своей любимой жены. Но ведь мы воспитаны на том, что первым делом самолеты, а вот семейное счастье потом. А вот нашему поколению нужно совместить семейное счастье с надеждой, по крайней мере, на него, и естественно победу в этой пустыни. Но самое главное, что это очень оптимистический фильм. Если его почти четыре десятилетия смотрят наши космонавты, почему его не изучают наши школы бизнеса? Таким образом, у нас есть уникальные шансы заниматься инновациями не только в традиционных секторах, в нефти естественно и в металлах и в лесе и так далее, там огромное количество инновационных пустот, где предстоит работать нашим инноваторам, но самое важное – мы должны не забывать и самые тонкие и самые деликатные сектора глобальной конкуренции, а именно конкуренции знаний и, прежде всего, знаний о будущем и о самих себе.