Мировой рекорд погружения в легком водолазном снаряжении – 317 м. Подводное плавание на глубинах 50-100 м – это диапазон очень высокого профессионализма, тонкой настройки на глубины, поэтапного выхода на поверхность с “отвисаниями” на десятки минут, с рисками утраты навигационного фала и т.д. Существуют международные федерации, подтверждающие профессиональные качества участников этого захватывающего вида спорта. Для любителей есть глубины до 10-30 м, и они с гордостью называют себя дайверами.
Тем из нас, кто никогда не погружался, наверное, трудно представить калейдоскоп ощущений, который дарит дно и толща моря, манящий зов бездны, пьянящее ощущение невесомости на глубине. Сродни им – только воспетый не единожды восторг альпинистов, парашютистов, серфингистов. Общее у этих способов времяпрепровождения одно – замена на несколько мгновений изначально данного человеку земного равнинного прямохождения на движение в иных геометриях, чужеродных стихиях пространства и как приз – полнота впечатлений и мироощущения, запредельная радость.
Не случайно в середине прошлого века необычайную популярность обрели философы-экзистенциалисты, справедливо, кстати, возводившие свою идейную генеалогию к Ф.М. Достоевскому. Они занялись осмыслением одной фундаментальной особенности бытия человека – его тягой к “пограничным ситуациям”, когда ребром встает вопрос жизни и смерти, смысла того и другого, когда тестируется сама основа “самостоянья человека” – его ценности и идеалы. Таковы мгновения необычайного напряжения духовных сил, всей сенсорики и ментальной парадигмы личности, ее волевого, энергетического каркаса. Исследования феномена стресса и высшей нервной деятельности засвидетельствовали даже полезность таких моментов для жизнеспособности человека и, напротив, пагубность однообразия и тотальной стереотипности.
Общество немногим отличается от человека и удивительно сходно с ним по способности впадать в стрессы. Эта черта породила не один социальный эксперимент, обернувшийся “роковыми минутами”. И не в том дело, что чересчур велика бывает иногда роль личности в истории – личности, пытающейся прогнуть историю под свои представления, подобно серфингистам на гребне волны. Методология мягких, точечных, акупунктурных, асимметричных, нелинейных воздействий на социальные процессы не только разработана наукой, но и давно применяется на практике “кем-то кое-где порой”. Успешно и провально, талантливо и бездарно. Все это – наливающееся силой цунами мощнейших социальных, подлинных и виртуальных, энергий – можно наблюдать сегодня на сцене и за кулисами глобального финансового обвала. Острота и непредсказуемость эпохальных и долгоиграющих впечатлений, похоже, гарантирована. Доказал это отнюдь не Бернанке и не статистика сдувающегося финансового “пузыря”, а простой англичанин, в знак протеста против так опозорившегося и обманувшего его надежды доллара отказавшийся от гамбургеров в “Макдональдсе” и перешедший на домашние тосты.
P.S. Доставляет особую радость поблагодарить Галину Долгую и Дмитрия Чистилина за столь же вдохновенный, сколь и терпеливый рассказ о том, почему и как они влюблены в стихию и смыслы моря.
У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего – невозможность. Для малодушного – неизвестность. Для… доблестного – идеал.
Виктор Гюго