“Экономические стратегии – Центральная Азия”, №04-2008, стр. 05
Нынешний кризис стал банальной очевидностью и стремительно разрастается, подобно метастазам, поражая все новые и новые сферы бытия человейника. Но его нельзя рассматривать только финансово-технологически. Нужно оценить всю финансовую икебану, ее структурную подоплеку и духовный смысл.
Инструментарий сжигания избыточных обязательств достаточно скуден и потому прост. Например, развязывание гиперинфляции. Или девальвация. В результате кто-то умоется слезами и попросту забудет о своих сбережениях, кто-то обратится в суд и будет долго судиться, кто-то будет спасен щедрым и избирательным государством, но в любом случае огромная масса обесценившихся финансовых инструментов схлопнется. Но нет ни одного игрока, который был бы заинтересован все это фиктивное, но глобальное хозяйство обрушить молниеносно и общепланетарно. Стоит также заметить, что доллар сегодня обслуживает не 80% мировых расчетов, как лет 30 назад, а меньше половины. И это существенно.
Другой метод восстановления глобального рыночного равновесия, который был с размахом применен в XX веке, – это пара мировых войн, которые приводят к списанию не только финансовых излишков, но и к уничтожению перенакопленного материального капитала и его форсированному обновлению. О людях здесь не говорим. Че Гевара, кстати, сказал приготовившемуся его расстрелять солдату: “Я знаю: ты пришел убить меня. Так стреляй, ведь ты убьешь всего лишь человека!”
С точки зрения экономической структуры, за кризисом скрывается мощный технологический сдвиг, означающий перераспределение ресурсов и выход на первые роли новых героев. Пружины инновационного прорыва – конвергентные технологии: нано-, био-, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы. Взаимосвязано они представляют собой ядро нового, шестого технологического уклада. Отсюда жесткое требование к государственным тратам и инвестициям – не только спасать финансовый сектор и неудачно задолжавшие зарубежью корпорации. Важно успеть не только в декларациях, но и на практике поддержать ин-новационный прорыв. Такова структурная подоплека кризиса.
А главное, третье измерение этого кризиса – духовное. С этой точки зрения, кризис является нашим большим Учителем, он учит прежде всего ценить не только деньги и их суррогаты сами по себе, а подлинные смыслы жизни. Ценить не только новую модель “Порше”, а и краюху хлеба, которой может не оказаться под рукой. Ценить не гонку аксессуаров к мобильникам, а саму возможность и радость творчества. Он учит ценить наличие или отсутствие лекарств. Ценить не “казаться”, а “быть”. Кризис возвращает весь человейник к пониманию, ощущению, вкусу, созерцанию, слышанию и честному поиску истинного смысла жизни – и в этом его глобальная польза.
Стоит не из вежливости, а внимательно прислушаться к голосам тех, кто имел немалое влияние на вызревание кризиса и кому предстоит сыграть не меньшую роль в его купировании. Речь об Алане Гринспене и Бараке Обаме. Элита, маркируемая приходом в Белый дом Обамы, ясно понимает, что: 1) “…пришло время отложить детские штучки в сторону…”, 2) что “…мы должны поднять себя за шиворот, отряхнуть пыль и приступить к работе над новой Америкой”, У) что “…мир изменился, и мы должны измениться вместе с ним”, 4) что “…наши проблемы новы. Небывалые инструменты их решения должны быть им под стать”, что 5) “ценности, на которых зиждется наш успех: труд и честность, смелость и справедливость, терпимость и любознательность, преданность и патриотизм, – эти ценности стары как мир”.