Исключительно важные слова произнес Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Пасхальную ночь 2011 года от Рождества Христова: «…через какие бы трудные обстоятельства земного бытия мы ни проходили, какие бы испытания нас ни постигали, какими бы страхами нас ни пугали те, кто пытается, не имея духовной силы, прозревать будущее, наше восприятие мира должно быть спокойным и радостным, ибо Христос воскрес!»
Когда это обращение оглашалось в тысячах храмов в России и во всем мире, ему, затаив дыхание, внимали многие миллионы верующих. По всей планете, «и там, где прежде не звучало пасхальное приветствие: в больницах и тюрьмах, в Армии и на Флоте, и даже в космосе». И радостные возгласы «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» умножали счастливое и таинственное, глубоко личное, но вовсе не одинокое приобщение к «ниспосылаемой свыше благодатной силе, дабы жить по правде и заповедям Божиим».
Статистика неуместна для оценки Пасхального торжества. Никто не ведет учет ни числа причастившихся, ни числа пришедших в храмы, никто не измеряет энергий, явно растущих в эту ночь благодаря Благодатному огню, лампадкам, свечам, исповедям, молитвам, единению воль и устремлений.
Но известно достоверно одно — храмы переполнены, храмы дышат Литургией, а в стране в эту светлую ночь воцаряется особая, возвышенная, «заутренняя» атмосфера. И в ней не только высокий восторг, не только ликование. В ней — подлинная, ничего не боящаяся сила.
Трудно в этот Праздник сегодня представить, что кто-то когда-то пытался и пытается ниспровергнуть эту силу. Но ведь Воскресение предваряется Голгофой. В этой евангельской логике событий дан ключ и к «спокойному радостному восприятию мира», и императив исцеляться от тоски, уныния, искушений безнадежностью и одиночеством. «Отчаяние лечится чаянием», как сказал священник Даниил Сысоев, взошедший на свою Голгофу…
Что может чаять народ, мы все, сегодня испытывающие весь набор искушений отчаяния, пессимизма, маловерия, разделения в себе самих? В каком мы находимся символическом интервале времен — после Воскресения или накануне новой Голгофы? Какие чаяния жизнеспособны и спасительны?
Хотя множество событий земной жизни Иисуса невозможно проранжировать на более или менее значимые, с Воскресением, представляющим собой краеугольный камень всего христианского вероучения, сопоставимо и неразрывно связано Преображение на горе Фавор, случившееся на 40 дней ранее в весьма напряженной духовной ситуации.
О Преображении достаточно подробно рассказали и евангелисты, и в дальнейшем его осмыслило святоотеческое усердие.
Нам сегодня важно обратить внимание на одно обстоятельство, редко принимаемое в расчет в современных раздумьях о смыслах Преображения. Святая гора Фавор введена в библейскую историю еще Ветхозаветной Книгой Судей Израилевых. Главной миссией судей было наставление народа в праведности и верности завету, что воспринималось и как гарантия внешней безопасности. Причины раздробления, междоусобиц и запустения были обозначены недвусмысленно: «Избрали новых богов, оттого война у ворот» (Суд. 5:8), «ходили блудно вслед других богов» (Суд. 2:17), «опять стали делать злое пред очами Господа» (Суд. 6:1) и т.п. И только призвав помощь Божию и поддержку судей, полководцы народа Ветхого завета достигают побед в казалось бы безнадежных условиях.
Выбор именно горы Фавор, впитавшей память о главном условии победы, для явления Иисуса во всей полноте Его славы незадолго до Распятия и лишь троим Своим ученикам — Петру, Иакову и Иоанну — глубоко знаменателен: Преображение совершается поначалу скрытно от всех, в душах немногих, которым предназначено не утратить веру при виде самых ужасных пыток, страшнейшая из которых древняя и актуальная — дела тех, которые «не ведают, что творят».
Святитель Феофан Затворник подчеркивал: «В Преображение глас с неба не другое что изрек, как „Того послушайте…“ Отец Небесный говорил как бы: Хотите достигнуть этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедовать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не совне, а извнутрь исходить и держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, настроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных — богородными, из бренных — вечноблаженными… Вот и свет Преображения!»
Христос воскресе!