Так получилось, что протокольно-бытовым символом коллапса СССР стал изумленный взгляд Горбачева после оглашения им своего отказа от президентства в чайную чашку. Там полагалось быть чаю. Не поверив собственным глазам, Горбачев нацепил очки. Но чашка была вызывающе пуста. К тому времени был спущен и флаг СССР над Кремлем.
Спустя 20 лет Горбачев, кавалер высшей награды новой России, продолжает активную общественно-политическую деятельность вплоть до выражения своих предпочтений в отношении кандидатур на будущее президентство. Судя по всему, теперь проблем с чаеналиванием первый и он же последний президент той страны не испытывает.
Нет необходимости сегодня напоминать, что пустая чашка была самым невинным аксессуаром в той геополитической трагедии. Войны с сотнями тысяч убитых и искалеченных, разгул криминала, миллионы беженцев, растаскивание страны на куски, сброс десятков миллионов людей в нищету, пышно-отвратительный букет деградационных процессов в экономике, расселении, науке, образовании, культуре, образе жизни…
Разумеется, жизнь многогранна. Как и в раненом человеческом организме, в нации происходит борьба тенденций. Строго говоря, весь спектр тенденций сводится к двум — развитию или угасанию. Будущие историки взвесят балансы плюсов и минусов, возможностей и предопределенностей далекого прошлого, которое для нас еще прошлое недавнее.
И даже в провалах и поражениях найдут зерна позитива. А были и успехи, несомненно. Перечни их могут отличаться. Но неумолимым фактом является понимание, что ожидания оправдались не все, что многие шансы упущены, что многое потеряно безвозвратно. Особенно чудовищной является судьба «детей реформ» — поколения, родившегося после 1991 года…
Оценка нашим обществом опыта 20-летия началась. Живы и многие герои, и многие злодеи этой эпохи. Некоторые из них уже свидетельствуют, не могут молчать, делятся своим видением эпохи. Это интересно и важно.
Одно фундаментальное диагностическое соображение следует иметь в виду. В отличие от таких стран, как Япония, многие европейские страны, Индия, которые наращивают количество образованных, компетентных людей, мы сегодня имеем совершенно противоположную тенденцию.
Никакое светлое будущее на базе «ослабевающих мозгов» невозможно.
Осмысливая прошлое, важно четко осознавать и риски будущего.
На один из них сегодня вновь следует обратить особое внимание. Это риск неадекватного ответа управляющих инстанций на вызовы сегодняшних будней и праздников. Принципиальная реальность, в которую мир и Россия втягиваются как в воронку, — это нарастающий хаос вокруг и внутри. Притом что способность управлять хаосом у отдельных игроков в мире является близкой почти к совершенству. Что-то похожее было в 1991 году.
У одних — наивное прекраснодушие, у других — алармизм, у третьих — жажда свободы. В итоге возникает и раскручивается хаос, а хаосом пользуются самые пронырливые.
В будущих вызовах нам всем предстоит решить много задач. Без того, что мы станем не просто СНГ, аморфным образованием, созданным для развода, а мы станем мощным интеграционным объединением, без такого объединения никто — ни Россия, ни Украина, ни Казахстан, ни Беларусь, ни другие страны — не способен эти проблемы решить так, чтобы за такое решение не было стыдно потомкам. И чтобы не пришлось прищуриваться, с трудом осознавая пустоту чаши.