Агеев А.И.
Горизонт событий
Экономические стратегии.
2018. № 1. С. 5
В теории относительности под горизонтом событий понимается воображаемая граница в пространстве-времени, разделяющая события, которые можно соединить траекториями световых лучей, и те, которые так соединить нельзя. При этом существуют два горизонта событий — прошлого и будущего. Последний различает события, о которых когда-либо можно что-либо узнать, и те, о которых никогда и ничего не узнать. В семействе родственных «горизонту событий» понятий — динамический горизонт, ловушечная поверхность, кажущийся горизонт, а также горизонт событий отдельного наблюдателя. Кроме того, горизонт событий — необходимый признак такого научно подтвержденного объекта, как «черная дыра». Есть множество аналогов и для других физических систем.
Представляется, что данное понятие уместно для понимания социальных процессов. Основания для этого есть.
Во-первых, поток данных. Хотя их объем от социальных процессов пока ничтожен по сравнению с данными, которые поставляют в мировую вычислительную сеть адронный коллайдер или радиоастрономия, тем не менее он есть и растет. Интернет вещей и социальные сети уже формируют экспоненциально растущие объемы хранимых и обрабатываемых данных, становится мощнейшей отраслью сбор и обработка пользовательских данных, которые обоснованно уже относят к «большим», рас тут пространства «глубокого Интернета». Наверное, буквально рассматривать этот информационный потоп в терминах «светоподобной бесконечности» или «черной дыры» рановато, но в сегодняшних реалиях аналогия отнюдь уже не фантазийная.
Во-вторых, конфликтность современного мира. Подобно элементам в реакциях ядерного деления или синтеза, выделяя колоссальные разрушительные энергии, раскалываются государства, классы и сословия, их коалиции, их внутренние подсистемы, корпорации, партии, семьи… Но еще разрушительнее раскалываются сознания, индивидуальные и коллективные. Так называемый когнитивный диссонанс дополняется диссонансом эмоциональным, этическим, охватывая широчайшие массы. Конфликты бытовые, конфликты интересов и идентичностей… Чем больше стараются юмористы и комедианты, тем чаще и тем большемучислу людей приходит на ум аналогия с поздним Римом. Чем торопливее, крикливее, суетнее ток-шоу и новостные потоки, тем больше они воспринимаются как «фейки» и «хайпы», тем серьезнее начинают власти относиться к вопросам информационной безопасности… И это означает, что понимание того, что же за горизонтом этих информационных воронок, каков смысл тех или иных вспыхивающих по какой-то своей логике событий, становится недоступной роскошью. Более того, сиюминутная осведомленность перестала быть признаком понимания подобно тому, как знаток шахматных тайн мало чем поможет боксеру в бою без правил.
Всё вместе это значит, что требования к социальным наукам в плане их объяснительных и прогностических функций сблизились с требованиями к наукам естественным. Строго говоря, огромную и малоизвестную, большей частью утраченную работу в этом плане проделал в последние годы своей жизни Н.Д. Кондратьев. Она касалась применимости аппарата квантовой механики и теории относительности к социально-экономическим процессам. Серьезный рывок в этом отношении был совершен в 1960-е годы, когда возникла синергетическая парадигма. Но в дальнейшем тенденции синтеза и дифференциации научного знания продолжили соперничество, длится оно и по сей день. Более того, дифференциация обрела мощное институциональное оформление.
Пожалуй, социальным эквивалентом понятия «черной дыры» можно считать тот взрыв событий, который издревле назван Апокалипсисом, концом времен.
Далеко же нас, получается, может завести метод аналогии…