Агеев А.И. 2020. Триггеры // Экономические стратегии. 2020. № 2 (168). С. 5. DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.168.2020.5

2020 ТРИГГЕРЫ

Выставку «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в Манеже свернули досрочно, словно испугавшись потустороннего взгляда Сальвадора Доминго Фелипе Хасинто Дали-и-Доменека, маркиза Дали де Пуболь.

В начале 1920-х годов он познакомился с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой и Пабло Пикассо. Были и еще сотни и тысячи знакомцев у Дали, были его широкие политические пристрастия — от анархизма и левых симпатий к правым настроениям вплоть до превращения в истового католика. Но эта тройка из ранних лет вместе с ним чувствовала эпоху с особой остротой: «Герника» Пикассо, «Скромное обаяние буржуазии» Бунюэля или строки Лорки: «Порубанный свистом сабли, упал под копыта ветер…» Поэтому неудивительно, что и у Дали среди множества полотен «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека» занимает особое место. На этом известном полотне 1943 года маэстро сюрреализма с минимальной концептуальной маскировкой показал, как разрывается ткань планеты из-за появления новых сил. Однако в любом случае эти силы были человеческими. В конце концов можно трактовать их и как приход нового поколения, сменившего политических лидеров, кумиров искусства, технологический уклад, подарив миру космическую, химическую, аграрную и в целом экономическую эйфорию, закончившуюся в конце 1960-х — начале 1970-х годов каскадом кризисов, длинные и короткие волны которых бьют по планете и человечеству и поныне.

В том, что свернули выставку Дали в Москве в марте 2020 года, есть своя мистика, как и в том, что в день государственного переворота в Петрограде состоялась премьера лермонтовского «Маскарада». Как будто нежелательно любоваться искусством эксцентричного художника и постигать его живописные мысли в компании или в одиночестве, когда полыхает коронавирус. Безусловно, когда принималось решение о карантине, так никто не думал. Это решение стало следствием озабоченности, возникшей на полтора-два месяца раньше и в марте почти достигшей пика.

Статистика, однако, очевидно не соответствует масштабу грозных мер. От пневмонии разной этиологии только в России ежегодно умирает порядка 700 тыс. человек. Даже если экстраполировать динамику заболевших и умерших на ближайшие два месяца, все равно пазл не складывается. Прецеденты чрезмерного реагирования на угрозы время от времени случаются. Например, Фукусима. Авария привела к полному закрытию на много лет всех атомных электростанций страны, почти к триллионной экономической потере. Но могло ли японское правительство поступить иначе? Эти решения диктовались как логикой общественных ожиданий, так и, вероятно, скрытыми мотивами.

В палитре исходных условий ситуации на начало 2020 года мы видим несколько мощных триггеров. Убийство Сулеймани, напряжение вокруг Идлиба, выход России из сделки с ОПЕК и нарастающий глобальный эффект Уханя. Хотя не столь уж очевидно, что очаг коронавирусной эпидемии один. Однако в любом случае страхи, вызванные смертями инфицированных, отсутствием действенных лекарств, и страхи в массовом сознании, обусловившие действия властей, явно не конгруэнтны. Отсюда возникают резонные подозрения, что либо сама эпидемия более сложна, нежели пневмония, пусть и с новым вирусом, либо происходит нечто, что серьезнее, чем пандемия. Пожалуй, верно и первое, и второе. Вирус может поражать генетику, психику и психосоматику человека, и это, конечно, многое объясняет. Пандемия действует как форс-мажор, обнуляющий множество ранее сложившихся контрактов и, как следствие, рынков. Более всего пострадали рынки финансовые и те, которые определяются активными перемещениями (авиатранспорт, туризм, спорт), зависимостью от наступления рисков (страхование) и высоким уровнем посреднических трансакций, которые знаменовали глобализацию. Легко обнаружить и бенефициаров ситуации, но не это сейчас главное.

Главное в том, что происходит поток экономических и социальных событий, который в ХХ веке вызывался в таком масштабе только мировыми войнами…

Кстати, годом позже создания упомянутой картины Сальвадор Дали начал успешно сотрудничать с Альфредом Хичкоком…

Скачать (PDF, 58KB)